?

Log in

No account? Create an account
15 ответов Валерию Панюшкину - Yury [entries|archive|friends|userinfo]
Yury

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

15 ответов Валерию Панюшкину [Oct. 9th, 2012|08:10 pm]
Yury
Один из известнейших публицистов России Валерий Панюшкин в последнее время на портале "Сноб" активно отстаивает религию вообще и православие в частности от нападок, которым-де оно в последнее время стало подвергаться.

О православии не спрашивают. О православии все знают, что это религия бородачей-юдофобов, стремящаяся слиться с государством, возглавляемая обсыпанным нанопылью человеком в дорогих часах, проповедуемая стритрейсерами, сажающая феминисток в тюрьмы, засирающая детям мозги и рекламирующая себя на уличных плакатах, как стиральный порошок.

, сетует он. Что ж, в этом есть немалая заслуга ревностных адептов православия, включая высших иерархов. Утомленный постоянными вопросми на эти темы. Панюшкин решил перейти в контратаку и сегодня задал 15 каверзных, с его точки зрения (и глупых, с точки зрения одного из моих любимых блоггеров), вопросов атеистам.

Я, однако же, считаю глупыми лишь те вопросы, которые поставлены явно некорректно - например, "Почему солнце зеленое?". Вопросы же Панюшкина,с моей точки зрения, отчасти крайне... эээ.. наивны, но ответы на них существуют. В то же время из ста комментов на "Снобе" лишь в трех содержится попытка ответить автору. Что ж, попробую и я.

- Что вы делаете, когда вам страшно? Ну, самолет падает в воздушную яму, артиллерийский обстрел начинается, эпидемия холеры… Я в таких случаях принимаю разумные, но совершенно недостаточные меры (пристегнуть ремень, спрятаться в окоп, мыть руки), а потом молюсь. А вы что делаете?

Боюсь. Если возможно повлиять на происходящее - лихорадочно пытаюсь найти способ. Если нет - надеюсь на благоприятный исход.

- Вы не хотите бессмертия? Или хотите, но надеетесь достичь прагматическими методами, такими, например, как новые медицинские технологии? Или хотите, но знаете, что недостижимо, так нечего и время тратить?

Хочу. Однако понимаю, что для человечества в целом оно так же вредно, как несменяемый Брежнев/Туркменбаши/Путин у власти: застой неизбежен. Эволюция требует смены старого - новым. Но человек слаб, и не властен над своими желаниями - хочу.

- Вы хотите уверовать и не можете? Или можете, но не хотите? Или не можете и не хотите?

Не вижу никаких оснований.Как совершенно справедливо ответил Наполеону Лаплас, "в этой гипотезе я не нуждался".

- Есть ли какая-нибудь книга, с которой вы сверяете свои реакции и поступки. Ну, у меня Евангелие. А у вас что? «Властелин колец», «Крошка Доррит», «Война и мир»? «Капитал»?

Нет. Книги существуют не для того, чтобы давать ответы на вопросы (я не имею в виду "Справочник по элементарной математике" М.Я.Выгодского - с ним я сверялся множество раз), а для того, чтобы их ставить и обсуждать.

- Существуют ли священники, которых вы считаете достойнейшими людьми? Патриарх Тихон? Митрополит Антоний Сурожский? Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий (архиепископ Лука)? Отец Александр Мень? Или никого?

Безусловно. Не изучал в подробностях биографии всех вышеперечисленных, но знаю, что В.Ф. Войно-Ясенецкий был исключительной личностью и принес множеству людей вполне реальную пользу, как и многие священнослужители православной и других конфессий.

- Существование Бога вы не признаете, хорошо. А признаете ли вы существование других нематериальных явлений, которые нельзя увидеть, потрогать, поковыряться отверткой? Явления, у которых есть название, символ, история, смысл, но которых никто не видел, существуют? Например, интеграл. Что еще?

Интеграл - признаю. Любовь (что куда более релевантно) - признаю."Барабашку и память воды - извините, нет" (как верно заметила Ханна Таурека в комментах к статье).

- Как вы ухитряетесь воспринимать произведения искусства, сюжеты которых основаны на евангельских историях? «Благовещение» Леонардо. «Святое семейство» Микеланджело. «Рождественскую звезду» Пастернака. «Сретенье» Бродского.

Точно так же, как и те, которые основаны на других мифах - скажем, древнегреческих. Протолитературные персонажи - Прометей, Ахилл, Парис, Сизиф, Иуда, Хам и прочие являются классическими архетипами, а моральные проблемы, перед которыми они стояли - вечным предметом для раздумий писателей, поэтов, режиссеров, да и каждого из нас. Как и Гамлет, Фауст, Анна Каренина.

- Как вы представляете себе себя по ту сторону смерти? Превратитесь в гумус? Но это случится с вашим телом. А куда денется ваше сознание? В соответствии с законом Ломоносова — Лавуазье не может же оно просто исчезнуть?

Вот тут не могу не согласиться с вышеупомянутой язвительной дамой - вопрос действительно глупый. При чем тут Ломоносов и Лавуазье? а куда девается Штирлиц, когда вы выключаете телевизор? Остается в памяти тех, кто смотрел и слушал - если произвел на них впечатление. Точно так же и я рассчитываю остаться отпечатком в сознании людей, которым был небезразличен, прежде всего - своих детей.

- Способны ли вы к парадоксальному мышлению? Укладывается ли у вас в голове, что электрон — это одновременно и частица, и волна?

Не раздумывал над этим, поскольку физика такого уровня не входит в круг моих интересов. Впрочем, особого парадокса не вижу - почему бы, скажем, Валерию Панюшкину не быть одновременно православным, публицистом и отцом?

- Если завтра в мире исчезнут вдруг все религии и все их проявления, вы потеряете что-нибудь?

Если исчезнет весь огромный вышеупомянутый культурный слой - конечно, будет не хватать. Если исчезнут все обряды и верования, существующие сейчас - вздохну с облегчением. Впрочем, стл бы мир от этого лучше - не факт, но это уже совершенно другой вопрос.

- Полагаете ли вы, что зло существует само по себе? Или оно только ошибка в добре?

Полагаю, что ни зла, ни добра, как абсолютных понятий, не существует (в отличие от любви) - они только отражение взглядов на те или иные поступки тех или иных людей. И, конечно же, существуют только в паре.

- Как вы заставляете себя делать что-нибудь, что нужно делать, но очень тяжело? Ну, например, ходить в хоспис, ухаживать за безумным стариком.

Сочетание собственных представлений о долге и нежелания выглядеть мерзавцем в глазах значимых для меня людей.

- Что вы делаете, если совершили дурной поступок, и угрызения совести не отпускают вас?

Второй вопрос, угрожающе приближающийся к определению "глупый". Что делает человек. когда больно ушибся, и боль долго не проходит? Делает вывод, что надо быть осторожнее и стараться не ушибаться. То же и здесь.

- Как вы боретесь с тщеславием, если не можете любое свое свершение заведомо считать жалкой ерундой по сравнению со свершениями Бога?

Гм, что-то к концу Валерий заметно сдал... Тщеславие - вообще не очень внятное понятие вне христианской парадигмы. Для меня важно мнение обо мне тех людей, с которыми я считаюсь - т.н. референтной группы. И со стремлением выглядеть в их глазах хорошо я не борюсь - более того, оно стимулирует. Мнение остальных для меня крайне малозначимо.

- Верите ли вы в какие-нибудь чудеса? И что такое, по-вашему, чудо?

Чудо - явление, невозможное и/или необъяснимое с точки зрения существующих научных воззрений. Конечно же, такие явления могут быть - наука не стоит на месте. Однако чем больше она развивается, тем меньше становится чудес.

===============================

Наверное, нужно подвести некий итог сказанному. Я не являюсь атеистом - не заявляю, что бога нет и быть не может. Тем более, конечно же, не является доказательством его несуществования то, что "Гагарин летал и дедушки с бородой не видел", а также многочисленные несуразицы в Библии. Несуществование бога доказать в принципе нельзя - да и не нужно. Того, что сказал Лаплас Наполеону - вполне достаточно. Итак, я агностик - но свои жизненные проблемы предпочитаю рассматривать и решать, исходя из того, что бога - во всяком случае. такого, который стал бы заниматься лично мной - нет. И пока ни малейших причин усомниться в этом у меня не было:)
linkReply

Comments:
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
(Deleted comment)
[User Picture]From: figovina
2012-10-09 05:29 pm (UTC)
Прекрасные ответы, даже удивительно, как можно вообще по-другому отвечать.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ukrfan
2012-10-09 06:30 pm (UTC)
спасибо. Зачастую люди не дают себе труда отвечать - и вопрошавший чувствует себя победителем, а, собственно, с чего бы:)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: braindancer
2012-10-09 05:33 pm (UTC)
Ну в общем да, все это настолько очевидно, что как-то даже лень.
(Reply) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: ukrfan
2012-10-09 06:32 pm (UTC)
приятно читать такие комменты:)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: pevicei_budu
2012-10-09 06:19 pm (UTC)
моя реплика может странно прозвучать в этой теме и быть более похожей на байку с эзотерического сайта, но.
Как-то весной мы сидели с мамой на кухне, как обычно сидим. Вдруг неожиданно в оконное стекло сильно стукнулся голубь. И улетел. Мать начала креститься, я хмыкнула, мол, что ты мам, не вписалась птичка в поворот. Через полчаса позвонили бабушкины соседи и сказали, что у нее инсульт. Еще через несколько дней она умерла.
Пару лет спустя я учила немецкий на вечерних курсах, преподавательница рассказала, как однажды в окно их аудитории стукнулся голубь. Позже один из слушателей рассказал,что умер дедушка.
А мать моя крестилась не столько от сильной веры тогда, а столько от того, что голубь когда-то влетал в окно дома ее бабушки, после чего та вздохнула на тему отмучившегося наконец дедушки. И дедушка умер вскоре.
У меня часты сомнения именно на тему христианской веры, но убедить меня в атеизме очень мешают эти долбящиеся в окна голуби.

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ukrfan
2012-10-09 06:28 pm (UTC)
Подобного рода совпадения очень способствуют, ибо запоминаются.
У меня вот в окно голуби за последние несколько месяцев долбанулись столько раз, что хватило бы на небольшую войнушку в Африке, храни ее Рас Тафари...
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: juan_gandhi
2012-10-09 06:26 pm (UTC)
Он же вроде на звание умного человека претендовал. А так подставился, по-фрейдистски. Дескать, если я панически боюсь смерти, то и все панически боятся. Ну или он разъяснил сущность христианства - сублимация страха перед смертью. В классической философии этого страха не было.

Ну спросил бы, блин, тех, кто шел на смерть, несмотря ни на что - от Сократа и Бруно до Матросова и Гастелло, что они типа чувствовали.

Тьфу.

И в частности да, во время холеры надо руки мыть больше, а не молиться.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ukrfan
2012-10-09 06:33 pm (UTC)
дык православие, как мне кажется, в основном на боящихся смерти бабушках и держится...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: bukvoyeditsa
2012-10-09 06:57 pm (UTC)
Я почти со всеми Вашими ответами согласна. Единственный неправильный, по-моему, ответ - про то, куда девается сознание человека, когда он умирает. Вы ответили, что образ человека остаётся в памяти тех, кто его знал. Но образ - это не сознание.
Куда девается сознание - мне непонятно, потому что я не знаю, что это такое с точки зрения естественных наук. Возможно, биологи понимают.
Но из того, что я чего-то не понимаю или не знаю, никак не следует, что бог существует ( или не существует).
Вообще из того, что я боюсь, молюсь, стыжусь и всё такое не следует существование Бога. А то бы получилось, что он исчезает, когда я сплю, например.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ukrfan
2012-10-09 07:14 pm (UTC)
>Вы ответили, что образ человека остаётся в памяти тех, кто его знал. Но образ - это не сознание.

Так я имел в виду образ сознания. Отпечаток, которые его мысли, его слова оставили в сознании тех, кто с ним общался.
А само сознание - исчезает, конечно. Как картинка с экрана телевизора. Как программа из памяти компьютера.

Другое дело, что программу теперь научились сохранять на внешних носителях - возможно, и сознание научатся.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: ex_ttle
2012-10-09 07:45 pm (UTC)
Со всем соглашусь, кроме этого:

"- ...ни зла, ни добра, как абсолютных понятий, не существует (в отличие от любви) - они только отражение взглядов на те или иные поступки тех или иных людей. И, конечно же, существуют только в паре".

Вроде как некие исследования показали, что все же существуют абсолютные понятия добра и зла. Правда, не буду врать - только мельком слышала, сильно не углублялась в чистоту экспериментов.



(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ukrfan
2012-10-09 07:56 pm (UTC)
ничего не слышал о таких исследованиях - более того, не могу себе представить, на чем они могут быть основаны. Что, собственно, исследовать-то, и как?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: _a_s_
2012-10-09 08:51 pm (UTC)
Я тоже не атеист, тем более, не воинствующий. :)))
Подпишусь под всеми Вашими ответами, до последней буквы.

А что касается чудес, когда мою на тот момент 4-хлетнюю дочь попросили перевести с иврита слово пеле (чудо), она, не вспомнив сходу русский аналог, ответила "это то, чего на самом деле быть не может".
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ukrfan
2012-10-09 08:57 pm (UTC)
когда заходит речь об этих двух языках, пресловутый "хатуль мадан" сразу всплывает в памяти, хоть ты с ним что делай:))
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: illusion_of
2012-10-09 11:20 pm (UTC)
Как всегда очень качественно и точно. Спасибо.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ukrfan
2012-10-09 11:53 pm (UTC)
заходите:)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: livejournal
2012-10-09 11:23 pm (UTC)
Вітаємо! Ваш запис потрапив у Рейтинг топ-25 популярних записів України!
За бажанням детальніше про рейтинги ви можете прочитати у розділі довідки.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: greatgloomer
2012-10-09 11:38 pm (UTC)

очень опытен

с выгодским неиллюзорно порвал))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ukrfan
2012-10-09 11:53 pm (UTC)

Re: очень опытен

* кланяеццо
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: imbg
2012-10-10 01:03 am (UTC)
Довольно нелицеприятный портрет вырисовывается из вопросов - человека тщеславного, злобного, и слабого. Лучше б уж и вправду промолчал бы.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ukrfan
2012-10-10 01:26 am (UTC)
хорошо, что не из ответов:)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gem_in_i
2012-10-10 05:17 am (UTC)
Замечательно. На некоторые я ответила бы иначе, но в общем и целом - замечательно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ukrfan
2012-10-11 04:22 pm (UTC)
выше считают иначе:)
(Reply) (Parent) (Thread)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>