?

Log in

Новые шахматные небожители - Yury [entries|archive|friends|userinfo]
Yury

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Новые шахматные небожители [Sep. 4th, 2014|02:35 am]
Yury
[Tags|, , ]

А между тем в шахматном мире происходят удивительные, небывалые (по крайней мере, со времен Фишера) события.

В Сент-Луисе проходит турнир с рекордным в истории шахмат средним рейтингом - 2803. В нем участвуют 6 гроссмейстеров, входящих в первую мировую десятку, в том числе молодой чемпион мира, обладатель опять-таки рекордного в истории шахмат рейтинга (такого не было даже у Каспарова) Магнус Карлсен:



Норвежец - шахматист нового типа: не пьет, не курит, не чурающийся мира фрик, играет в футбол, баскетбол, много улыбается; в общем, на пути к тому, чтобы вновь вывести шахматы в число популярных - если не видов спорта, то занятий. Для этого, конечно, важно выиграть турнир в США - как бы-то ни было, крупнейшем мировом рынке для всего.

До конца турнира - три тура. Магнус имеет весьма приличный результат "+1" - т.е. на одну победу больше, чем поражений. Если учитывать, что большинство партий между гроссмейстерами топ-класса обычно заканчиваются вничью - вроде бы неплохая заявка на лидерство. Но на самом деле чемпион мира уже практически проиграл турнир - потому что итальянец Фабиано Каруана (еще моложе, чем Магнус - ему 22) выиграл все семь первых партий (напомню, у игроков мировой десятки!), в том числе и у Карлсена.


(больше похож на классического ботана-шахматиста, не так ли?)

Такого с мировых шахматах не было по крайней мере с 1971 года, когда некто Бобби Фишер выиграл у шахматистов топ-класса 20 (!!!) партий подряд - 7 последних в межзональном турнире, 6 - в матче претендентов у Марка Тайманова (6:0), 6 - в матче против своего главного соперника за неофициальный титул лучшего шахматиста западного мира Бента Ларсена (6:0) и последнюю, 20-ю - в начале финального матча претендентов против Тиграна Петросяна.



Но Роберт Джеймс был бесспорным, несомненным гением, суперзвездой своей шахматной генерации. Фабиано же, напомню, пока даже не лучший шахматист мира (что, правда, после этих "гастролей" вызывает некоторые сомнения). Что любопытно - Италия, пожалуй, единственная страна в Европе, в которой никогда не было не то что чемпиона мира или претендента на это звание, но и вообще сколько-нибудь заметного гроссмейстера. Ни одного! И тут - такое.

Справедливости ради надо отметить, что родился Каруана во Флориде, а в Италии (хотя имеет двойное гражданство) никогда не жил: 4 (первых) года - в Майами, потом 8 лет в Бруклине (где и начал формироваться, как шахматист); в 12 лет, когда талант мальчика был уже очевиден, отец увез его в Мадрид, где Фабиано тренировался у (когда-то московского) мастера Бориса Злотника, а в 15, когда уровень тренера-мастера оказался недостаточным - в Будапешт, где он живет и по сей день, готовясь под руководством (когда-то харьковского) гроссмейстера Александра Чернина.

Понятно, что мир с нетерпением ждет суперстолкновения двух молодых шахматных гигантов за корону - тем более. что их противостояние имеет все шансы стать эпическим: они почти ровесники, да и фамилии (Car - Car) до неприличия напоминают сравнительно недавнюю более чем десятилетнюю баталию Карпов-Каспаров.
Но пока Карлсена ждет матч с экс-чемпионом мира Анандом, которого он год назад разгромил в Индии, отобрав у него титул. Ананд не пал духом. выиграл турнир претендентов и жаждет реванша - да вот беда: играть им назначили в Сочи, а этого Карлсен - в свете нынешней международной ситуации - категорически не хочет. Так что не исключен (нежелательный, конечно) вариант, когда ФИДЕ под руководством много лет заправляющего ею калмыцкого олигарха Кирсана Илюмжинова лишит Магнуса титула за отказ играть, где сказано, и проведет никого не интересующий матч-сублимацию, скажем, Ананд-Карякин. Глядишь, и корона в Россию вернется.

Только этой короне будет грош цена: кто настоящий чемпион, весь шахматный мир знал уже давно, до того, как Карлсен оформил свой титул официально. Теперь знает, кто настоящий претендент. И матч между ними - рано или поздно - состоится. Делайте ваши ставки, господа и дамы!
linkReply

Comments:
[User Picture]From: nurmustermann
2014-09-03 11:49 pm (UTC)
Вау, это ты лично так глубоко в теме, никого не перепостил?)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ukrfan
2014-09-03 11:57 pm (UTC)
Лично только что написал. Только факты по биографии Каруаны - из английской Вики: не помнил точно годы его миграций.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: nurmustermann
2014-09-04 12:00 am (UTC)
Я просто тоже слежу и тоже мог бы такой пост написать.
Очень интересно встретить единомышленика, не знал, что ты так интересуешься.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2014-09-16 12:21 am (UTC)
А что тут писать? У Каспарова, естественно, такого рейтинга не могло быть, потому что такова формула этого рейтинга, произошла жуткая инфляция; в шахматы давно играют не люди, а компьютеры - вон Магнус на первой фотке таращится в ноут, а у очкарика на второй если и нет в очках дисплея, то уж точно ему заранее скинули анализ партий Магнуса. Дрочерство сплошное это, а не спорт.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ukrfan
2014-09-16 12:32 am (UTC)
...и вы, конечно же, знаете, каков уровень этой "жуткой" инфляции.
Хорошо, когда люди, что-то где-то о чем-то услышав, тут же безапелляционно выносят свои суждения.

Значит, компьютеры играют? ОК, то есть у Магнуса - самый дорогой?
(Reply) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2014-09-16 03:54 pm (UTC)
Конечно, рейтинги же открытая информация, любой может проверить. Около 100 пунктов за 30 лет. Можете начать отсюда: http://en.wikipedia.org/wiki/Elo_rating_system#Ratings_inflation_and_deflation
И дальше поискать по "инфляция Эло".

Зачем дорогой компьютер? Шахматный движок Rybka летала у меня на компьютере 5-летней давности.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ukrfan
2014-09-16 06:19 pm (UTC)
Если бы вы повнимательнее почитали статью по вашей же ссылке, то заметили бы. что там идет речь не только об инфляции, но и о дефляции рейтинга. Там далеко не все так однозначно, а 100 единиц за 30 лет - это вообще полный бред.
Что же касается компьютера - вот вы сами указали, что "Рыбка" летала у вас на компьютере 5-летней давности. Однако Карлсена из вас почему-то не получилось. Более того, не получилось его даже из более одаренных шахматистов, чем вы - а ведь, казалось бы, если играют не люди, а компьютеры, то уровень у всех должен быть примерно одинаковым. На деле же мы еще недавно имели такое преимущество Карлсена в рейтинге, какого даже Каспарову удавалось достичь лишь пару раз (или преимущество в рейтинге тоже подвержено инфляции?)

Так что советую тщательнее анализировать данные.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: bazelllll
2014-09-17 10:43 am (UTC)
если быть совсем честным, то действительно возможности шамахматистов выросли как и усовершенствовались методы подготовки! Если бы условно Карпова или Каспарова с юности растить так же как этих молодых ребят,то не факт что они хотя бы половина у них выиграют. Хотя, допускаю что они высококлассные шахматисты. Но шахматы изменились это немного уже что-то другое. Рекомендую почитать, как готовят шахматистов в Китае и сколько денег туда тратят!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gingema
2014-09-04 12:51 am (UTC)
Интересно, в нашем детстве был один шахматный чемпион мира, и его имя более-менее все знали. А сейчас с этими почкованиями федераций и возней в песочнице обыватель (себя имею в виду) вообще не в курсе. Так Карсен сейчас официальный чемпион мира, хотя бы по одной из версий?

Еще хочу Вам по-женски попенять - не знаю, сколько там норвежец улыбается, но итальянец по определению на порядок красивее.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ukrfan
2014-09-04 05:05 am (UTC)
Карлсен - официальный и единственный чемпион мира. То, что в детстве (вашем, как, впрочем, и моем - которое было в другое время) все знали чемпиона, было связано с очень простой вещью: он был советский/российский, а шахматы были почти таким же "официальным" видом спорта, как хоккей, и чемпион очень сильно превозносился и пропагандировался. Потом к этому добавились еще и политические скандалы (Карпов - Корчной, Карпов - Каспаров).
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ant_trans
2014-09-04 01:14 am (UTC)
Спасибо, очень интересно!

С уважением,

Алексей
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ukrfan
2014-09-04 05:05 am (UTC)
рад:)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: double_coffee68
2014-09-04 05:23 am (UTC)
Спасибо, я совершенно ничего не знала о нынешнем чемпионе и претендентах. Очень интересно и познавательно!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ukrfan
2014-09-04 05:29 am (UTC)
я в комменте выше уже объяснил, почему это происходит. Впрочем, есть и еще одна причина: появление компьютеров. Чемпион в глазах широкой публики потерял свой мистический ореол - как же так, ведь простой ноутбук может его обыграть! (при этом то, что автомобиль, велосипед или пуля может обогнать Усейна Болта, почему-то никого не смущает).
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: double_coffee68
2014-09-04 06:54 am (UTC)
Да, действительно, талант и обаяние Болта сильнее пули :) А живые шахматисты всегда предпочтительнее бездушных железок!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ukrfan
2014-09-04 07:11 am (UTC)
Железки полезные:) Главное - их не демонизировать и не обожествлять.
А люди - они, конечно, всегда интереснее, полностью с вами согласен. Нас привлекает творчество и борьба! :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: baxwa
2014-09-16 08:40 am (UTC)
Магнус тоже весьма обаятелен, надо сказать. Эдакий "Свой в шахматную доску" парень, хоть и не хочет ехать в Сочи. :)
А на Болта больше телекамер направлено. ;)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: bortans
2014-09-04 05:44 am (UTC)
В детстве занимался шахматами и сейчас иногда за ними слежу. За турниром Сент-Луисе не следил, только на днях посмотрел что там происходит, и тоже поразился рывку Каруаны. Как-то мне раньше не казалось, что у него развит инстинкт убийцы, может взрослеет и/или берет пример с Карлсена?

Конкуренция этих молодых волков в ближайшие годы обещает быть очень интересной. Остальные часто уж слишком осторожны и миролюбивы как Карякин и Ананд, или нестабильны как Накамура и Топалов. Аронян и Грищук, кажется, где-то между двумя этими категориями, бывают и первыми, и вторыми. А все остальные ИМХО слишком отстают по уровню, даже, увы, уже и Крамник.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ukrfan
2014-09-04 07:35 am (UTC)
я бы так не обобщал. Видите, как вашу оценку Каруаны изменил один турнир (даже не весь, а 7 туров!)? Ананда еще год назад, после матча с Карлсеном, все дружно списали на пенсию, и не могли понять, зачем он поехал на турнир претендентов: в качестве "груши для битья"? А он уже после первого круга практически обеспечил себе победу.
Но в целом - да, соперничество вырисовывается.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dassie2001
2014-09-04 09:51 am (UTC)
Спасибо, очень интересно (!!), перевесил у себя.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ukrfan
2014-09-04 11:33 am (UTC)
nie ma za co:))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: nelublukepkin
2014-09-04 10:10 am (UTC)
понял, что отстал от шахмат (думал, что норвежец безальтернативно-надолго, а топалов и ананд будут лишь иногда, для мебели)
понял что перестал понимать женщин (мне казалось, останови на улице 100 представительниц, и 99 скажут, что карлсен красавчик, а каруано - какой-то задрот), а тут дама пишет обратное...:-)
думаю, уровень все же определяется не по одному турниру. м.б. у карлсена какие-то проблемы в жизни, а каруана , наоборот, подмышку понюхал:-)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ukrfan
2014-09-04 11:31 am (UTC)
Какие у Карлсена проблемы - всем понятно: нависает матч с Анандом, а он решительно не хочет играть его в Сочи, но совсем не уверен, что ему удастся добиться переноса. А вот 7 побед из семи - конечно, могут быть совпадением, но...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: m_just_m
2014-09-15 05:55 pm (UTC)
В 1971 году Фишер был совсем даже не "некто", а очень даже известный в шахматном мире человек. Не надо забывать. что Фишер начал свой путь в конце 50-х годов.
Первый выигранный им международный турнир - Порторож, Югославия, 1958 год.
К этому можно еще добавить фантастическую работоспособность Фишера - он анализировал все партии, сыгранные на соревнованиях любого уровня любыми участниками.
Для того, чтобы иметь возможность готовиться к матчам с советскими гросмейстерами Фишер самостоятельно выучил русский язык. И выписывал газету "64".
У Фишера не было тренера. Никогда.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ukrfan
2014-09-15 08:15 pm (UTC)
Вам часто говорят, что у вас нет чувства юмора?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: skyruk
2014-09-17 07:47 am (UTC)
"У Фишера не было тренера. Никогда."
Ну-ну. Почему-то ни Кармина Нигро, ни Джона Колинса не принято считать таковыми. Эту легенду усиленно поддерживал сам Фишер, которому льстило быть"полным самородком". Хотя и он обмолвился, что Нигро помог ему "больше,чем кто-либо другой".
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tonybaytoy
2014-09-15 06:08 pm (UTC)
умный, черт возьми, норвержец
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ukrfan
2014-09-15 08:15 pm (UTC)
Италиагнец тоже не дурак, похоже:)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: baxwa
2014-09-16 08:42 am (UTC)
Спасибо за статью! Каруану надо запомнить и проанализировать его партии ;)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ukrfan
2014-09-16 09:46 am (UTC)
я думаю, забыть о себе он позволит нескоро:)
(Reply) (Parent) (Thread)
From: geo_shv
2014-09-16 09:00 am (UTC)
Пост не о чем. Почему из всех участников турнира упомянуты только Карлсен и Каруана? Почему ни слова о том, как они выигрывают (два полярных стиля игры)? Почему так обижена Италия - было время, когда 90% теории принадлежало итальянским шахматистам.
И что вообще все принялись пророчить Каруане матч за звание ЧМ? Да, он провёл один потрясающий турнир. Да, у него третий (или уже второй?) рейтинг в мире. Но он пока что не претендент. Вот станет им - можно будет говорить.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ukrfan
2014-09-16 09:53 am (UTC)
>Пост не о чем.

Мнение столь грамотного комментатора очень важно для меня.

>Почему из всех участников турнира упомянуты только Карлсен и Каруана?

Потому что все остальные были тем, что в английской прессе называется "also run". Присутствовали.

>Почему ни слова о том, как они выигрывают (два полярных стиля игры)?

Потому что ЖЖ - не шахматное издание, и ударяться в разбор партий тут неуместно. Вы хотите это сделать и обладаете квалификацией? Вперед.

>он пока что не претендент. Вот станет им - можно будет говорить.

О чем? о том, что Волга впадает в Каспийское море?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ainolahtinen
2014-09-16 04:59 pm (UTC)
Интересно.
Не граммар-наци, но убедительно прошу исправить "калмыКского" на "калмыЦкого".
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ukrfan
2014-09-16 05:19 pm (UTC)
КУГУЛЬТИНОВ Давид Никитич — (р. 1922) калмыкский поэт, народный поэт Калмыкии (1969).
Большой Энциклопедический словарь

Так что не все так однозначно... Но, пожалуй, вы правы - калмыцкий преобладает.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: skyruk
2014-09-17 07:41 am (UTC)
Интересно. Спасибо.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ukrfan
2014-09-17 06:46 pm (UTC)
you're welcome
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ukrfan
2014-09-19 08:33 pm (UTC)
кто из них?:)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: juan_gandhi
2014-09-19 08:04 pm (UTC)
Я тут в Сент Луисе, ничего такого не слышно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ukrfan
2014-09-19 08:40 pm (UTC)
Так закончили ж уже.
А вообще, Стивенсон же не зря пишет:

There will always be a core of diehard chess fans, but, Magnus or no Magnus, the wider interest isn’t there right now. The Sinquefield Cup—maybe the strongest chess tournament ever—drew fewer ticket buyers than an indie rock show. On a Tuesday when I was there, there seemed to be no more than 100 people in attendance. I was the only mainstream, non-chess journalist covering the event, save for the aforementioned Norwegians. The online broadcast drew about 75,000 worldwide viewers per day, which sounds respectable. Until you learn that the stream of a “League of Legends” videogame championship attracted an audience of 32 million.
(Reply) (Parent) (Thread)