?

Log in

No account? Create an account
Одеть короля не удалось - Yury [entries|archive|friends|userinfo]
Yury

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Одеть короля не удалось [Jun. 1st, 2014|01:39 pm]
Yury
[Tags|, ]

Марк Ротко - это великая загадка для меня.

Очень неприятно чувствовать себя, любящего живопись и интересующегося ею, идиотом - но именно так я чувствую себя перед картинами Ротко. Не покидает ощущение, что тебя попросту дурят. Такое ощущение не возникает ни возле картин Кандинского (я даже скорее повесил бы у себя дома именно Кандинского, а не, скажем, ван Гога), ни возле "Черного квадрата" - это, понятное дело, концепт, его вообще не нужно разглядывать, нужно просто знать, что он есть.
Но Ротко? вереница картин с двумя разноцветными прямоугольниками, один над другим, иногда с скругленными углами?



Увидев этот пост, я обрадовался - вот сейчас, сейчас мне объяснят! а когда автор упомянула Шиле, в которого я влюбился после посещения Нью-Йорка, предчувствие скорейшего освобождения от груза еще усилилось. Но...

"На первый вгляд его картины кажутся статичными, но стоит вглядеться в них несколько минут, как изображение начинает двигаться и пульсировать."

"На первый взгляд, кажущиеся статичными, картины вскоре начинают двигаться, дышать, наполняться, словно ветром, они сами приходят к зрителю, и зритель, сам того не желая, погружается в их глубину."

"На его картинах большие контрастные полосы мерцают и переливаются, переходят в друг друга и зовут зрителя в глубину цвета, проникают внутрь сознания. "

Право слово, это напоминает некую мантру, которая повторяется, чтобы "проникнуть внутрь сознания". Почему прямоугольники должны начать двигаться и пульсировать? с какой стати?

Не надо думать, что я сужу по копиям - я видел оригиналы Ротко в Штатах, а также огромную (почти весь первый этаж Эрмитажа) выставку в Питере. Ничего не пульсирует. Король - голый.

По-прежнему надеюсь когда-либо понять этот феномен.

UPD. В комментах нашел ссылку на этот пост:

в мозгу обнаружены т.н. зеркальные нейроны;
когда некто видит мимику, рисунок движения другого человека, зеркальные нейроны вызывают возбуждение тех мозговых структур, которые отвечают за производение аналогичных движений. Этот механизм помогает нам достаточно точно определять состояние, чувства, иногда намерения другого человека.
Каждый как бы примеряет на себя движения, выражение лица собеседника. Вчувствуется. Достаточно успешно.
- В большинстве случаев, но не всегда. Реципиент должен иметь опыт переживаний, состояний, подобных тем, которые он наблюдает. Иначе возможна неверная интерпретация или отсутствие отклика.

Когда я смотрю на пятна Ротко - просто ощущаю его состояние, когда он рисовал это. Близкое, сродственное состояние. Сочувствие к автору появляется. По-науке выходит - отзеркаливаю. )
Я в подобное состояние прихожу при посещении коммунальных учреждений, вроде земельного ведомства, адвокатских контор и проч унылых мест. Именно там есть готовность с прямоугольниками пообщаться.
Биографию почитала - точно, судьба у художника не простая, с печальным финалом. То-то мне его цвета напоминают муторные тяжбы с инстанциями.


Ну что ж, с этим - до известной степени - согласиться можно. Надо будет попробоват представить себе Ротко, находясь в какой-нибуть унылой очереди. Правда, там я, как правило, читаю...
linkReply

Comments:
[User Picture]From: levkonoe
2014-06-01 10:54 am (UTC)
Ротко допредставлялся... И зачем это нужно в себе воспроизводить? Можно еще П.И.Карпова почитать, помнишь, мы в Риге его в библиотеке брали. Там тоже у авторов в головах много чего пульсировало.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ukrfan
2014-06-01 10:59 am (UTC)
Ладно Ротко - мало ли кто что представляет. Но вот феномен его успеха...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: levkonoe
2014-06-01 11:06 am (UTC)
да, это досаждает. Как все, что не поддается логическому объяснению.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: (Anonymous)
2014-06-01 11:34 am (UTC)
"На первый вгляд его картины кажутся статичными, но стоит вглядеться в них несколько минут, как изображение начинает двигаться и пульсироват

Именно такое впечатление произвели на меня картины Ротко в Лондоне, в Modern Tate Gallery. До этого много раз видел Ротко в Нью Йорке, в Дюссельдорфе - ничего подобного.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: elenia_gor
2014-06-03 07:52 am (UTC)
Где-то я читала, что это оптическая иллюзия такая: бордовый цвет кажется пульсирующим. Там шла речь о том, как повысить свои шансы на дуэли. Один из советов был: одеть бордовый костюм, кажущаяся пульсация смутит противника. Так что дело тут в любом случае не в Рожко.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ukrfan
2014-06-03 08:03 am (UTC)
но ведь бордовый цвет у него далеко не доминанта. Я эту картину выбрал, потому что... не знаю, почему. Возможно, самому цвет нравится. Есть и куда более унылые...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: elenia_gor
2014-06-03 08:15 am (UTC)
Ну, не доминанта, какая разница? Рожко, как и Кандинский сначала рисовали нормальные картины, то что было потом иначе как психической эпидемией (коснувшейся, правда, очень тонкого слоя)назвать я не могу. Голое платье короля, конечно же, тоже приходит в голову.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ukrfan
2014-06-03 09:39 am (UTC)
Во-первых, он все же Ротко. Во-вторых, вы пытаетесь распространить обсуждение на абстракционистов в целом - а я не считаю это правильным. Кандинский - другой, он действительно подобен музыке, я понимаю, о чём он...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: linski
2014-06-01 12:33 pm (UTC)
вот пара фоток его работ, которые мне нравятся больше:



меня Ротко не напрягает; сочетание цветов его прямоугольников, дрожащие края - есть что-то призрачно-сказочное, как из почти исчезнувшего сна; помнишь только силует, фон и ощущение чего то тревожного

вот еще статья про влияние Ротко на дизайнеров :) http://www.lightcms.com/web-design-inspiration-from-the-art-of-mark-rothko
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ukrfan
2014-06-01 01:24 pm (UTC)
Он меня не напрягет - меня напрягает то, что это считается шедевром искусства. Как дизайн - это, возможно, совсем неплохо. Это фон, бэкграунд, декорация - но не более того.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: bentkovsky
2014-06-01 02:03 pm (UTC)
Не знаю, а меня торкнуло.
Действительно, какая-то безысходность, как в Паспортном столе Подольского района - все черно, размыто и грязно...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: fotovivo
2014-06-01 02:37 pm (UTC)
Вот эта репродукция сверху напоминает очередь в ростовское БТИ, очень бы органично там смотрелась,
темно, сутолочно, не особо почитать было где.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ukrfan
2014-06-01 02:47 pm (UTC)
Понятно, что каждый цвет (и свет) ассоциируется у нас с каким-то настроением (как в музыке минор и мажор). Но для этого не нужен Ротко....
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: fotovivo
2014-06-01 03:19 pm (UTC)
Будь подобное пятно на заборе, выпилено и вставлено в раму - я б ничуть не против такой инсталляции в упомянутом помещении. Типа как в других обстоятельствах камешки-сухие веточки вполне к месту в качестве декора. Камешки - тоже ведь надо было продвинуть идею этим украшать интерьер: полтораста сот лет назад весьма бы подивились булыжнику в качестве убранства. Без раскрученного Ротко и подобных на стену было пята не повесить, а они в некоторых местах гораздо больше в тему, чем маковская сирень или айвазовские марины.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vika_1_2
2014-06-01 11:20 pm (UTC)
изображение начинает двигаться и пульсировать

http://agapov.kz/img/illyuziya-mercaniya.jpg
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ukrfan
2014-06-01 11:22 pm (UTC)
да:) но у Ротко я этого не наблюдал (а даже если бы? разве этот павлиний хвост - гениальное произведение?)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vika_1_2
2014-06-02 10:15 am (UTC)
Просто я подумала, что может быть рваные края контрастных областей у Ротко дают тот же зрительный эффект движения. И тогда это просто фокус такой и гениальность как бы ни при чем.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2014-06-02 08:39 am (UTC)
Сбивают людей с толку. Намеренно. Лишают художественного вкуса, воспитывают примитивов. И, возможно, там не все так просто. Почитайте статью немца Герхарда Висневского "Новая картина короля" (она есть в Сети). Там, в частности говорится:

Произведения, вроде как у Ротко или Твомбли – это мрачное зловещее предзнаменование на стене, так как они представляют собой тотальную дезорганизацию и двигаются на уровне еще до каменного века. И это сказано не в полемическом ключе, а с точки зрения эволюции. Потому что уже в пещерах каменного века можно найти произведения с более высокой структурированностью, чем то, что висит в наших сегодняшних музеях. При этом эти художники за счет непонятности их произведений (и естественно уступчивых художественных критиков) еще и возвышаются, как будто бы они представили не низкий, а такой высокий уровень организации, что это едва ли кто-то может понять. Типичный пример нового платья короля: на самом деле они голые.

Или подумайте о Йозефе Бойсе. Его «Каждый – художник» или «все – искусство» одновременно отмечало ликвидацию искусства. Результат известен: мероприятия как dOCUMENTA 13, дезорганизация которого становится отчетливой уже в самой надписи. Орфографическая организация имени собственного поставлена с ног на голову; вместо сначала большой, а потом маленьких букв, оно написано с маленькой буквы в начале, а потом больших. Бойс рассматривал себя не только как ведущий художник, но и как социальный инженер. Он говорил об «энергетическом плане для западного человека» и о возможности каждого делать его собственное искусство «для новой социальной организации».

Структурная война против человечества

Эта «новая социальная организация» значит в действительности ликвидацию каждого социального порядка и вместе с тем тотальный роспуск не только этого, но и всех обществ. Представьте себе нашу государственную и социальную организацию как современное художественное произведение Бойса, Ротко или Твомбли. Так как под ликвидацией реалистического имелось в виду отнюдь не только искусство. Реальность социальной организации (структура) так же должна раствориться, человек и общество утратить какую-либо опору. Поэтому то, с чем мы тут должны иметь дело, вовсе не академическая дискуссия. Это структурная война против человечества, самая жестокая и одновременно самая коварная атака, которую когда-либо испытывал человек. Ее воздействие подобно воздействию тихой атомной бомбы.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ukrfan
2014-06-02 08:44 am (UTC)
ой, да бросьте вы эту унылую конспирологию. Чья война? и, главное - зачем?
(Reply) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2014-06-03 05:41 am (UTC)
Да нет тут никакой конспирологии. Тут есть психология (психопатология?) в том, что касается самих художников, и тут надо обращаться к Ломброзо и Нордау, и социология, что касается восприятия зрителей - и тут нужно обращаться к Ле Бону. Человеку свойственно считать специалиста в какой-то области умнее себя - и мы верим, что строитель не ворует цемент, что доктор искренне хочет вылечить больного, а летчик ведет самолет трезвым и не под кайфом. Только если в этих упомянутых областях квалификация проверяется на практике (часто трагическим образом), то в искусствоведении заблуждения "критиков" совершенно не видны. Известная история о том, как восхищались критики "картинами", намалеванными обезьяной (о чем они, разумеется, не знали) - хорошее доказательство. А человек толпы, услышав от одного, второго, третьего "специалиста" восторженные отзывы в адрес такой мазни, сам начинает верить в "гениальность" и стыдится открыто сказать, что эти "картины" - просто чепуха. Потому-то и "новое платье голого короля". Кто рискнет сказать, что король голый - к нему сразу приклеют ярлык реакционера, ничего не понимающего в современном искусстве. А то еще, не дай Бог,вспомнят о Гитлере и термине "дегенеративное искусство" и обвинят в нацизме. Вот потому все и восхищаются. И платят большие деньги.
(Reply) (Thread)
From: (Anonymous)
2014-06-03 08:47 am (UTC)
По-моему, Сергей Аксененко в своих "Эссе о живописи" как раз о таких художниках, критиках и зрителях и писал.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ukrfan
2014-06-03 09:45 am (UTC)
не читал, при случае попробую.

UPD. Попробовал.
Читать человека, выдающего такие пассажи, как

Советский Союз воплотил в жизнь мечту деятелей авангардизма о том, что каждый человек может стать художником, что каждый из нас может быть творцом произведений подлинного искусства, если только сумеет разбудить в своей душе божественную музыку творчества, которая есть у всех людей, но которую не каждый сможет услышать, если он будет предаваться всю свою жизнь порочному делу накопления и потребления. Неудивительно, что западное общество, которое так и назвало себя "обществом потребления", платило огромные деньги за пустые бездушные пивные банки и прочий мусор, а общество, задекларировавшее приоритет духовных ценностей, выступало сотворцом природы, а значит самого Бога, создавая настоящие шедевры.

- только время тратить, право слово.

Edited at 2014-06-03 09:53 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)