?

Log in

Ни убавить, ни прибавить - Yury [entries|archive|friends|userinfo]
Yury

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Ни убавить, ни прибавить [Mar. 12th, 2013|05:53 pm]
Yury
Оригинал взят у ed_glezin в Виктор Ерофеев: Декларация ненавистности к США
Журнал "Огонёк", №9 (5269), 11.03.2013

...При советской власти мы мечтали обогнать Америку по производству мяса и молока, а теперь мы решили обогнать весь мир по разжиганию ненависти к Америке. По мясу и молоку мы Америке тогда войну проиграли: бросились в атаку, но нарвались на пустые прилавки советских магазинов. Было обидно. Мы затаились. Когда проиграли холодную войну, стало обидно вдвойне. Что мы сделали? Мы обвинили американцев в том, что они нас победили, и стали ждать своего часа. Сегодня по ненависти к Америке мы имеем реальную возможность стать чемпионами мира. Есть, конечно, серьезные соперники. Но, приложив все наши усилия, мы можем обогнать наших коллег из Северной Кореи, Ирана и ряда стран третьего мира. Мы хорошо бежим, мы жарко дышим, мы их обгоним, мы уже на финишной прямой.

...Настало время, когда каждый из нас должен ответить на вопрос: почему я ненавижу Америку? Чтобы сдать зачет по патриотизму. В знак протеста мы снимем с себя джинсы, перестанем смотреть американское кино, откажемся от мультиков не любившего нашу советскую страну Диснея, отречемся от гамбургеров, джаза, макбуков, айпадов, интернета и прочей ерунды.

...Мы готовы отрицать за американцами все их таланты, американские успехи мы ставим под сомнение, мы отказываемся верить, что они побывали на Луне, нам неприятно, что их аппарат ползает, как звездно-полосатая вошь, по Марсу.

"Почему я ненавижу Америку? — спрашивает себя наш человек и понимает: — Да потому что они, негодяи, живут лучше нас! Мы ненавидим Америку от бессилия. Она не разговаривает с нами на равных!"

В сегодняшней ненависти к Америке прорвалось чувство ушибленного самолюбия, проснулся искореженный комплекс неполноценности. Это Америка теперь — большая. А мы — маленькие, ну, конечно, не такие мы и маленькие, но все-таки уже не слишком большие. Мы вот кричим-кричим Америке, что мы ее ненавидим, а она идет себе и не замечает.

Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2130875


linkReply

Comments:
[User Picture]From: mme_n_b
2013-03-12 04:01 pm (UTC)
Убавить. Слово "ненавистность". И прибавить "ненависть".
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ukrfan
2013-03-12 04:12 pm (UTC)
Думаю, Ерофеев так написал для созвучия с "независимостью".
Он не последний писатель в России, и хотя читать его скучновато, со стилем и грамотностью у него все в порядке, так что редактуре не подлежит:)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mme_n_b
2013-03-12 04:22 pm (UTC)
Увы. У слов есть значения. Если Нект употребляет слово в значении противоположном словарному, то либо это опечатка, либо он неграмотен.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ukrfan
2013-03-12 04:34 pm (UTC)
Поэтическая вольность (лат. licentia poetica) — право поэта в целях большей художественности «нарушать» как нормы общепринятого литературного языка, так и канонические формы развертывания сюжета.

К поэтической вольности относятся, например: перенос ударения для сохранения ритма; изменение рода существительного («облак» у Тютчева); изменение реального исторического факта (смерть Жанны д’Арк на поле брани у Шиллера); изменение реального естественно-исторического факта («львица с косматой гривой» у Лермонтова); нарушение трёх единств (у Корнеля) и т. п.

Учение о поэтической вольности, являющееся одним из важных элементов старой нормативной поэтики, возникает в результате неисторического подхода к произведениям с меркой чуждых им норм другой эпохи. Отсюда — неправильное истолкование архаизмов — забытых форм языка — и сюжетосложения как намеренных отступлений поэта от известных ему правил (особенно характерны в этом отношении толкования античных классиков). В дальнейшем учение о поэтической вольности порождает намеренное отклонение поэта от языковых и сюжетных норм («всходит месяц обнаженный при лазоревой луне» — Брюсов) и т. д.


(Литературная энциклопедия, 1935 г.)

...поэтическая вольность – нарушение в поэтической речи норм литературного языка. Видимо, первоначально это было связано с соблюдением стихотворного размера, но быстро, уже в античное время, стало художественным приемом. Гораций в «Искусстве поэзии» употребил для объяснения такого явления слово «вольность», а Сенека в «Естественнонаучных вопросах» (I в. до н.э.) – словосочетание «поэтическая вольность» – так родился термин.

За две тысячи лет термин несколько устарел, ибо явление, им обозначаемое, давно проникло из поэзии в прозу и должно называться не поэтической вольностью, а художественной вольностью. Откройте любой томик Андрея Платонова, и вы там найдете в изобилии очень необычные словосочетания:

«Поезд... находился неизвестно где в сером пространстве». («Возвращение»);

«Фома Пухов не одарен чувствительностью, он на гробе жены вареную колбасу резал, проголодавшись вследствие отсутствия хозяйки». («Сокровенный человек»);

«На вокзале он исчитал все плакаты и тащил газеты из агитпункта для своего осведомления». (Там же).

Это составляет прелесть платоновского стиля. Все эти псевдоошибки выполняют художественные задачи, которые в научных целях можно проанализировать и сформулировать, но непосредственное эстетическое восприятие в таких операциях не нуждается.

Но и термин «художественная вольность» тоже ограничивает явление, которое в наше время встречается и в бытовой устной речи, особенно у интеллигенции, и в письменной воздействующей речи – в публицистике, прежде всего. Необходим термин «авторская вольность», обозначающий намеренное нарушение норм литературного языка с целью получения эффекта речевой экспрессии, речевой выразительности независимо от типа, вида речи.

Могут нарушаться нормы произношения, нормы сочетаемости слов – грамматические и семантические, а также законы формальной логики. Попробуйте сами определить, что именно нарушено в приведенных ниже примерах:

– «его ушли с работы» (из бытовой речи);

– «Будем посмотреть» (любимая бытовая фраза М. Горького);

– «Я сплю, я сплю со всех сторон» (Саша Черный);

– «И самовар у нас электрический, и мы довольно неискренни» (Михаил Жванецкий);

– «В сельском хозяйстве можно использовать удобрения в лице навоза» (фельетон, С. Нариньяни)


(Беззубов А. Н., Введение в литературное редактирование)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: river_ems
2013-03-12 04:59 pm (UTC)
Все так :(((
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: nemolodoj
2013-03-12 06:03 pm (UTC)
Разве?
А про кого это здесь? Кто ненавидит Америку?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: iz_tumana
2013-03-12 06:39 pm (UTC)
спасибо, поделюсь с друзьями
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ukrfan
2013-03-12 06:50 pm (UTC)
да не за что, не мое же:)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: 38_pop
2013-03-13 06:20 am (UTC)
Посмотрите для разнообразия рациональный взгляд на тот же вопрос:
http://17ur.livejournal.com/420485.html

** на всяк.случай - "рациональный" не значит хороший или, например, предпочтительный.
Это значит только опирающийся на логику и факты, по возможности без эмоций и необоснованных убеждений.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: jalal_kirmizi
2013-03-13 12:32 pm (UTC)
а я помню еще конец 70х-начало 80х, когда ношение джинсов считалось низкопоклонством перед Западом. хотя достать нормальные джинсы было очень тяжело.
(Reply) (Thread)